Голландия до Мятежа: защита торговли

Морская торговля голландцами велась в XVI в основном по трём направлениям: прежде всего, это торговля отловленной в Северном море селёдкой, «на костях которой построен Амстердам», затем «западная» торговля, привозящая соль из Франции и Испании для засаливания рыбы, и, наконец, «восточная» торговля, направляющая селёдку, соль и мануфактурные товары на Балтику в обмен на зерно и сырьё. На всех трёх маршрутах торговым судам не помешала бы защита, но во всех трёх случаях голландцы этой защите противодействовали. В западной торговле в ту пору доминировал купеческий капитал из Антверпена, так что никто не желал слушать недовольство Штатов Голландии по поводу убыточности обязательного плавания под конвоем или с двойным вооружением. Зато защита рыболовецких флотилий от французских кораблей и шотландских пиратов успешно блокировалась голосами Гауды, Гарлема и Лейдена, которых возня с селёдкой не касалась. Балтийская торговля была в лучшем положении, потому что с ней были связаны интересы всей провинции, так что тут голландцы чаще достигали единодушия для защиты от внешних конкурентов и внутренних налогов, снаряжали военные флотилии и с помощью знати влияли на центральное правительство для поддержки милого голландцам претендента на датский трон.

Ловля селёдки была очень уязвимым промыслом из-за того, что рыбацкая флотилия разбегалась по большой площади, затрудняя защиту, а ещё ловля ежегодно следовала за миграцией рыб, в том числе в опасные воды у восточного побережья Англии и Шотландии. Французские и шотландские любители топить и захватывать всё, что под руку попадётся, были счастливы, а имперское правительство — не очень, ведь каждый голландский bus стоил немало (хорошие были посудины, новаторские благодаря возможности засаливать улов прямо в море) и считался сильным ударом по репутации Императора. Но рыбаки и их инвесторы платить за военный конвой не собирались, во-первых не считая его полезным, а во-вторых, ставя условием участие в складчине всей провинции. Города, не имеющие отношения к торговле селёдкой, естественно, платить не собирались. Когда их как-то раз удалось уговорить на небольшую субсидию в 6 000 голландских фунтов, несколько снаряжённых кораблей сумели провести в море только месяц, на большее денег не хватило. Все сказали «Ага! Видите, бесполезно на них деьнги спускать!» Какой де Рюйтер и Тромп, вы что…

Вместо военных кораблей, голландцы несколько десятилетий развлекались закупкой «гарантий» от французского короля. Но во-первых, «гарантии» Франция передавала в руки голландского Адмирала Моря, который монополизировал гешефт и задирал цены немилосердно, как рыботорговцы ни возмущались. Во-вторых, мало того, что даже французские корабли нередко плевать хотели на бумажки, так шотландских пиратов вообще было некому сдерживать. Шотландской королеве можно было хоть тысячу жалоб писать, всё равно из песни слов не выкинуть — «шаланды, полные кефали, Маклауд в Глазго приводил». В общем, предприимчивые голландские хееры почему-то никак не понимали, что их надувают, а местного киплинга с поэмой про danegeld не находилось.

Только в середине XVI века благодаря очень жёстким действиям императорского регента, Марии Венгерской, удалось переубедить сторонников «гарантий» и выколотить из Штатов Голландии 45 000 фунтов вклада в общий 100 тысячный бюджет, чтобы содержать 8 военных кораблей из 25 необходимых для защиты всех нидерландских селёдочников. Вот так на свою голову Габсбурги заставляли голландцев учиться морской войне.

На балтийском направлении проблема состояла не в пиратстве, а в конкуренции Ганзы. Особенно много проблем доставлял Любек. Тут голландцы сами ринулись снаряжать военные корабли и подготовили аж четыре штуки. Весной 1511 они конвоировали огромный торговый флот в 250 парусов, возвращавшийся из Дании, но любекцы налетели, отогнали конвой и захватили 50 судов с зерном. Такого унижения голландцы не знали лет сто. Только убытки Горна составили 20 тысяч фунтов, а убытки Амстердама — 100 тысяч. После этого несколько лет они с Любеком и не пытались спорить, защиту искали на ниве дипломатии, а любекские капитаны продолжали преследовать голландских торговцев и творить непотребства.

Наконец, и тут с помощью имперского правительства произошло прояснение умов. «Amsterdam cum sociis» решили подбить Штаты Голландии на снаряжение 30 военных кораблей за 60 000 фунтов, но другие города упёрлись рогом. Внешняя политика — это, мол, дело Императора, так что пусть он и платит, или хотя бы другие провинции кроме Голландии участвуют. Амстердамцам тогда имперские чиновники предложили одолжить свои корабли для переделки под конвойные задачи, но горожане заявили, что лучше увидят полный крах своей торговли, чем будут нести расходы в одиночку. В итоге опять только благодаря убеждениям правительственных посредников было установлено, что амстердамцы выделят 30 лучших торговых кораблей, а Штаты дадут им 12 000 фунтов. Так потихоньку стали и балтийскую торговлю защищать сообща.

Ещё по теме:

Реклама

7 комментариев

Filed under 16th century, Economics, Low Countries, Statecraft, War at Sea

7 responses to “Голландия до Мятежа: защита торговли

  1. Уведомление: Правовая база данных по-голландски | Averrones

  2. Уведомление: Голландия до Мятежа: как устроено средневековое государство | Averrones

  3. Уведомление: Голландия до Мятежа: барабаны войны | Averrones

  4. Уведомление: Дорога к Мятежу: голландская ересь | Averrones

  5. Уведомление: Война во Фландрии: медали | Averrones

  6. dap

    Меня во всей этой истории с «гарантиями» удивило, что, несмотря на обещания регента(ши) предоставить гарантии бесплатно, Адмирал и не думал по этому поводу ничего предпринимать, а тупо ими спекульнул. Если мы с Вами читали одну и ту же книгу, то там есть пример, как небольшой городок выкупил у Адмирала гарантий на 850 фунтов (Адмирал просил по 25 стюверов на члена команды — т.е., если они брали без скидок, то на 20 стюверов в фунте выходит 680 человек).

    • Меня удивляет сама концепция гарантий — неужто сначала подплывали, проверяли документы? Наверно, чаще просто атаковали и всё тут.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s