Крейсер и мыло

В начале XX века Индийский океан называли «Британским озером». Сотни торговых судов пересекали его во всех направлениях, а почти все удобные порты принадлежали Британии и доминионам. В 1914 году во время Первой мировой войны покой Британского озера был нарушен. Немецкий крейсер «Эмден» коршуном кружил по океану, атакуя англичан так же, как некогда морские собаки рыжей Елизаветы нападали на испанские галеоны. Только за сентябрь Эмден захватил 17 судов: 15 британских, которые почти все были затоплены,  и два нейтральных (итальянец и норвежец), которые были отпущены. История отважного корсара достойна пера не меньшего мастера, чем Дюма или Сабатини, тем более, что капитан фон Мюллер был таким же галантным джентльменом, как капитан Блад, и каждый матрос с захваченных судов мог рассчитывать на безопасность и хорошее обращение. От посланных за ним охотников «Эмден» мастерски уходил, и в итоге в поисках немецкого корсара одновременно бороздили волны около 60 кораблей.

Подвиги крейсера были так хорошо известны публике и любимы читателями, что рекламщики не могли остаться безучастными. Вскоре после задержания торгового судна «Индус», которое везло 150 ящиков с мылом, британская газета в Индии сделала такое объявление: «Несомненно, что немецкий крейсер «Эмден» знал о перевозимых на «Индусе» 150 ящиках знаменитого мыла «Элизиум» производства Северо-Западной Мыльной Компании, и именно это стало причиной погони. Экипаж «Эмдена» и их одежда теперь чистые и душистые благодаря мылу «Элизиум». Попробуйте и вы это мыло!»

Реклама

5 комментариев

Filed under Anecdotes, Germany, Modern, War at Sea

5 responses to “Крейсер и мыло

  1. Faber_scriptor

    Ха-ха! Это напоминает вашу заметку (если память не изменяет) об английских надгробиях — «здесь покоиться юрист такой-то, его сын принимает по адресу такому-то». Весьма практично — реклама из неудачи)

  2. Немцам сильно не свезло в том смысле, что времена изменились, и крейсеры были плотно завязаны на свои угольные базы или рандеву с угольщиками. В итоге на этом «Эмден» и погорел.

    Вообще в этом плане судьба немецких рейдеров крайне поучительна. Фактически главным результатом первого года войны стало возрождение системы конвоев.

    • Мне они нравятся эстетически: немецкие джентльмены в экзотических морях, what’s not to like???

      • Поздновато они включились в гонку. То есть пытались раньше, еще в XVII веке, даже колонизировали Африку и Карибы, но как-то не осилили.

        • Колониализм требует немало авантюры, а не только орднунга :) Впрочем, история колониальных имений Франции — тоже грустная история того, как можно продуть всё, что только можно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s