Немного сфрагистики и сигиллографии

Печать Ричарда Невила, графа Уорвика («Делателя королей»)

Поскольку тема печатей необъятна, ограничусь избранными фактами вперемешку.

Обычно считается, что популярность печатей в Средние века была связана с тем, что слишком мало людей умели читать, а печать заменяла подпись. Однако, уровень неграмотности среди благородного сословия не стоит преувеличивать, а печати нередко использовались в переписке между теми монархами и лордами, которые были известны своей образованностью.

Односторонние печати примерно с X начали исчезать, уступая место двусторонним «вислым» печатям (знакомый всем способ подвешивания на шнурках в конце грамот). Изображение выбивалось после продевания.

С XIV века вислые печати в свою очередь уходят, поскольку в моду входят односторонние печати, оттиснутые на воске или мастиках.

Женщины и монастыри в Средние века обычно использовали не круглые, а овальные печати. Монастырские печати часто умещали на ней изображение святого-покровителя, а под ним изображение аббата.

К XV веку печати распространились так широко, что один рыцарь вспоминал старые добрые времена, когда печати были лишь  у благородного сословия, а не всяких Томов, Диков и Гарри.

В Англии к XV в. обычным рисунком на королевской печати стало изображение короля на коне, с мечом и щитом. Только самые наглые лорды осмеливались копировать этот дизайн, обычно дворяне ограничивались изображением гербового щита и шлема.

Иногда печати делались металлическими — свинцовыми, серебряными или золотыми. Их называли bullæ, отсюда и папские буллы.

Цвета печатей выбирались не случайно. Папа римский, императоры Священной Римской империи и некоторые другие монархи использовали красный цвет. Материал этого цвета был дорогим даже для королей, и потому использовался лишь для самых важных документов. Иногда для экономии только серединка печати делалась красной, остальное — из неокрашенного воска.

В Византии черный воск использовался для печатей константинопольского патриарха.

В Англии использовались красный, зелёный, чёрный, жёлтый, коричневый сургуч или воск, но каждый для своего вида печатей, каковых у короля было сразу несколько (The Great Seal, The privy seal, The signet seal, Great Seals deputed, semi-royal Great Seals, lesser royal seals, seals of royal administration).

Постепенно правила унифицировались — в 17 веке красный сургуч обычно использовался для печатей на международных договорах, зелёный — на документах о даровании прав или обычных хартиях (сегодня он часто выглядит коричневым из-за окисления). Жёлтый — для маловажных бумаг, а неокрашенный белый воск для самых незначительных писем. Города обычно использовали жёлтый воск или сургуч, но некоторые просили права использовать красную печать — и его им предоставляли. За деньги.

Во Франции королевская власть традиционно использовала жёлтый сургуч для менее важных документов, а для важных — зелёный. Потом, при республике, консульстве и Империи для этого типа документов использовался красный сургуч. При Реставрации, Июльской монархии и Третьей республике чаще всего применяли жёлтый.

Печать Джона де ла Поула, графа Линкольна, «племянника Ричарда III».

К цветам печати относились крайне серьёзно. В Англии скрепить важный договор жёлтой печатью означало пренебрежение к другой стороне (способ крепления тоже различался по важности). А английский Парламент в период борьбы с королём и даже после своей временной победы не решался скреплять красным сургучом международные договоры — ибо внешняя политика была королевской прерогативой, а даже революционеры в Англии старались действовать в рамках права. Да и процедура скрепления документа Большой Королевской Печатью — не раз-два-плюнул.

Любимый дантист Карла V подал прошение и получил от императора право быть единственным человеком в империи, который мог использовать синюю печать. Зачем ему это было надо, неизвестно.

Размеры печатей также варьировались. Одна из самых маленьких — Зигберта III (Австразия, 630 г. — 656 г.): 1 см в диаметре. Одна из самых больших — печать Александра II 1856 года, 26 см в диаметре. Печати английских королей в XV веке могли быть около 9 см, лордов около 3,5 см.

В XIX веке стали переходить на чернильные печати — их знали ещё с самых ранних времён и постоянно использовали на Востоке, но в Европе их стали применять поздно.

Вместо твёрдых печатей в Европе в Средние века могли ставить печать давлением, вроде тех, что популярны сегодня в США, но твёрдые всё равно использовались в подавляющем большинстве случаев. У твёрдой печати слишком важной была та функция, которую потом стали выполнять конверты. Соответственно, когда отпала необходимость буквально запечатывать, то стали использовать более удобный метод идентификации автора документа.

До этого после воска и сургуча «последним словом техники» были печати из шеллака (естественная смола, природный лак). Он распространился в XVII веке, когда началась эпоха географических открытий, потому что это выделения насекомого Tachardia lacca, живущего в Индии, Тайланде, Бирме и ещё где-то в том регионе. Использовался шеллак чаще всего для важнейших документов, потому что по качествам такие печати лучше воска и сургуча. Для хорошей печати рекомендовалось смешать 4 унции шеллака, 3 унции киновари и 1 унцию терпентина.

В Западной Европе печати стали самостоятельной областью исследования в конце XVII в. Изначально сфрагистика была частью проверки документов на подлинность. В XVIII-XIX вв. сфрагистика начинает превращаться в отдельную от практики научную дисциплину.

Реклама

1 комментарий

Filed under Culture, Medieval

One response to “Немного сфрагистики и сигиллографии

  1. Faber_scriptor

    А «делатель королей» себя не только в полный рост изобразил — да еще и на коне. Вообще обнаглел)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s