Авторское право в Испании XVII века

Великие империи требуют великого искусства. Испания не стала исключением, и период её мирового господства был одновременно и периодом творчества многих прославленных рыцарей Мнемозины. Однако, прижизненная судьба творцов была менее счастливой, чем судьба их творений. Постоянное чередование богатства и нищеты, признания и брани выпали чуть ли не каждому музыканту, художнику и поэту «Золотого века».

Биография Феликса Лопе де Вега Карпио — повесть захватывающая. Был там среди любовных похождений и путешествий и один эпизод, весьма интересный юристам.

В силу изменчивости Фортуны Лопе де Вегу называли самым богатым и самым бедным человеком того времени: богатым гениальными произведениями и бедным деньгами. Свои пьесы он продавал по самой высокой среди драматургов цене — пятьсот золотых дукатов. (Дукат – золотая монета весом 3,4-3,5 грамма, очень высокопробная (выше 900), 500 дукатов весили 1,7 кг, что в переводе на нынешние деньги по цене золота, что в принципе неправильно, составит больше 75 000 долларов). Тем не менее, гений бедствовал, поскольку быстро тратил золото на содержание жены и любовниц. Да ещё и руководители театральных трупп нерегулярно оплачивали его пьесы, когда не получалось сделать хорошую кассу или просто хотелось надуть поэта.

Поэтому к финансовому вопросу творец относился с самым пристальным вниманием. Особенную ярость у Лопе однажды вызвал его собрат по альмаматер, бывший студент университета Алькалы Луис Рамирес де Арельяно. Этот юноша специализировался на том, что на двух-трёх спектаклях запоминал пьесу Веги наизусть, записывал её и перепродавал. Гений ринулся в суд. Долгие юридические бои окончились в пользу мальчика с феноменальной памятью: по мнению судей, факт запоминания текста не мог считаться кражей. Великому поэту ничего не оставалось, как разразиться гневными стихами. Возможно, этими:

Вам, Тяжбы, бью челом, покуда цел;
Темна юрис-премудрость, не взыщите!
Когда ж конец судебной волоките,
Иль ей дано бессмертие в удел?
О горы ябед, реки словоблудья!
Рождают вас и губят лишь чернила,
Над правом правовед творит расправу.
О дева Истина, о Правосудье!
Продажностью стяжав худую славу,
Ужели ты невинность сохранила?

Обычно в отношении права Средних веков и Нового времени нельзя сказать, что оно было примитивным, поскольку оно полностью удовлетворяло потребностям общества на конкретном этапе его развития. Но в данном случае поражение Лопе де Веге связано как раз с тем, что в его время не существовало авторского права, то есть в сознании людей право на произведение с трудом отличалось от права на материальный носитель произведения — в данном случае, рукопись пьесы. Раз Арельяно рукописей не крал, значит не вор и точка. Ведь только при выработанном понятии произведения, не зависящем от носителя, возможно дальнейшее регулирование, например, предоставление права на распространение экземпляров произведения и защиту от контрафакта.

Так что лишь лет через двести поэт бы восторжествовал над мнемоником. А в XVII веке вершиной понимания интеллектуальной собственности как чего-то нематериального были единичные запреты поварам в течении нескольких лет готовить изобретённое другим поваром блюдо. Лопе де Веге можно было разве что обратиться ко внесудебным методам разрешения конфликта, а если уж судиться, то вспомнив знаменитое стихотворение своего друга Франсиско де Кеведа — «Дивной силой наделён Дон Дублон!»

Реклама

9 комментариев

Filed under 17th century, Anecdotes, Law, Spain

9 responses to “Авторское право в Испании XVII века

  1. Интересно существует ли сейчас авторское право на рецепты

    • Конечно, поэтому когда наши авторы поваренных книг сдирают рецепты, например, у Джейми Оливера (не буду называть по имени ведущую телепрограммы, которая этим славится), они стараются их видоизменить (обычно к худшему).

      В США и Европе судебные процессы, вызванные плагиатом рецептов — дело привычное. А у нас в стране была вот такая история http://iguanodonna.livejournal.com/156874.html

      • Да, эту историю я помню :). Донцова интересно хоть что-то без плагиата написала? :)
        Но мне все равно кажется что это немного grey area. Насколько например нужно изменить народный рецепт (как иногда делает Оливер) чтобы он стал твоим, авторским. Наверное, суды по таким делам крайне веселы.

  2. А я где-то читала, что скоро вообще отменят авторское право. По этому поводу приводят также в пример Леонардо да Винчи: авторских прав у него не было, но все всегда признавали его работы. А еще некоторые некорыстные люди считают, что раз их работы копируют и распространяют — тем лучше, значит, больше людей извлечет из этих работ пользы.

  3. Евгений

    По-моему, вы несколько напутали с денежными единицами в своей информации. Дукат — золотая монета весом 3,4-3,5 грамма. Очень высокопробная (пробы выше 900). 500 дукатов — 1,7 кг. В переводе на нынешние деньги даже по цене золота (что в принципе неправильно) 500 дукатов — побольше 75 000 долларов.
    Дублон, кстати, тоже высокопробная золотая монета, весом в 12,4 грамма с пробой около 916.
    Реал — серебрянная монета в 1/8 песо (песо — испанское название талера). Серьезно портиться реал начал с 18 века и Лопе де Вега, боюсь, этого времени уже не застал.
    Чем ему в начале 17 века не нравился дублон и реал — не пойму.

    • Так было в какой-то французской книге об Испании, откуда я эту историю взял — и про вес, и про нелюбовь к дублонам и реалам. Но поскольку иной информации там не было, внесу изменения в соответствии с вашим мнением

      Спасибо огромное.

      • Евгений

        Подозреваю, что дукаты, имевшие широкую известность и международное хождение уже на протяжении добрых трех сотен лет, считались более благородным денежным средством, чем нуворишские дублоны либо жалкие крестьянские реалы. Ну, примерно как в викторианской Англии уважаемые профессионалы получали гонорар в гинеях, а не в фунтах или, не дай бог, в шиллингах:)))

  4. Уведомление: Авторское право | Sceptic lawyer

  5. RobertPesy

    Можно пояснить?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s