Генрих VIII и земли Церкви

В Англии Тюдоров имела место довольно интересная юридическая схема. Вся земля в то время (и ещё много столетий потом) была в собственности короля. Все феодалы и Церковь имели лишь права держания, производные от права короны, они владели землёй в обмен на службу в армии или денежные выплаты. При этом, вопреки представлениям о деспотическом характере королевской власти в Средневековье, король, даже такой «тиран» как Генрих VIII, не мог просто взять и отобрать эту землю. Ведь между ним и владельцем земли был заключён контракт, и пока вторая сторона точно выполняет свои обязательства, лишить её земли означает нарушить договор. А такое явное ущемление прав не потерпят другие землевладельцы, потому что если одного так обездолили, то что помешает сделать это с другими? Поэтому необходимо было бесспорное правовое основание.

Церковь издавна была лишена права владеть бóльшим количеством земель, чем необходимо для отправления культа. Из такого стеснительного положения она выходила мастерски: передавала земли во владение третьим лицам в обмен на ежегодные платежи. При этом по общинному праву (common law) держателями земли считались эти лица, а не Церковь, поскольку они фактически владели землёй.

Вот здесь и сокрыта самая соль. По праву справедливости (equity law) этот вопрос решался иначе, чем по общему праву. Тому было множество причин. Ещё в прежние времена, например, рыцарь уходил в крестовый поход и обращался к соседу, мол, пригляди тут за моей землёй и моей семьёй. Сосед управлял поместьем и отдавал семье крестоносца получаемый доход. Но проходили годы, крестоносец возвращался и обнаруживал интересную картину: сосед умер, и ему унаследовал сын, который отцовских обязательств не признаёт и считает землю своей. По общинному праву он и есть владелец земли, поскольку фактически обладает ей. Тогда крестоносец шёл в суд справедливости к лорду-канцлеру, и говорил, мол так-то и так, отдал в управление, семья доход получала, а он теперь возвращать не хочет. И лорд-канцлер признавал его владельцем земли, рассматривая право на получение дохода как вещное право.

Генрих VIII вспомнил это и просто объявил, что подобно праву справедливости, в общем праве право на получение доходов тоже следует считать не обязательственным, а вещным. Казалось бы, чисто юридическое изменение. Но смотрите: в результате этого владельцем земли стал считаться не тот, кто ей фактически владеет, а тот, кто получает доход. То есть, это было даже не нововведением, а просто унификацией общинного права с правом справедливости (аналогичные унификации происходили в английском праве десятки раз). И вот теперь, когда это правило было установлено, король посмотрел на Церковь (которая в один миг стала не только фактическим, но и юридическим владельцем обширных земель) и сказал, довольно потирая руки: «Ага! Сдаётся мне, вы владеете, гм, несколько бóльшим количеством земель, чем это вам надо для отправления культа. Непорядок! А ну-ка, возвращайте мне излишки». Церковники, конечно, принялись кричать, что у них всё отобрали («всё, нажитое непосильным трудом: пять импортных замшевых курток…»), обокрали и оставили нищими, но после некоторых волнений и казней король настоял на своём.

В этой миниатюре отражено одно важное свойство английского государства: даже самой радикальной мере всегда старались найти юридическое обоснование.

Advertisements

4 комментария

Filed under 16th century, England, Law, Statecraft

4 responses to “Генрих VIII и земли Церкви

  1. А что за третьи люди, которым передавались права? На них просто переписывали право или они имели какое-то отношение к этой земле?

    • Просто фермеры и прочие субарендаторы. Точно так же крупные землевладельцы давали земли в субаренду менее крупным и так далее, цепочка могла быть длинной. Церковь только частенько оформляла не аренду, а траст, к нему-то и прицепился король.

      • А после отъема земли у Церкви? Их выселили или просто они начали платить аренду королю?

        • Отношения траста прекратились, землю от церкви передали разным светским лицам, а те уже отдавали её в аренду. Многие фермеры остались, сменился только договор на аренду или в договоре аренды арендодатель. Земля сама по себе не была такой проблемой, как найти на неё арендаторов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s